Право.Ru,
22 марта 2012 г.
ВАС занялся моделью правоотношений с участием профессионального субъекта 679 просмотров
Банальный случай с лопнувшей в пути покрышкой и пожаром, уничтожившим груз, стал для Высшего Арбитражного Суда поводом для того, чтобы заняться формированием правовой позиции по проблеме ответственности лиц, работающих в тех сферах, где допустимо страхование гражданско-правовой ответственности.
Выслушав немногословные объяснения представителей сторон, судьи ВАС постановили взыскать деньги с перевозчика, решив таким образом вопрос в пользу страхования.
Инцидент, который стал предметом рассмотрения на вчерашнем заседании Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ произошел в 2010 году, на третьем году сотрудничества экспедиторской компания «Юникс» с ОАО «Гамма». «Юникс» нанял для доставки очередной партии груза ООО «Экс Карготранссервис», но до получателя он не доехал, полностью сгорев в пути после аварии из-за лопнувшей на фуре шины. После этого экспедиторская компания обратилась в арбитражный суд с иском к перевозчику о взыскании 1,14 млн руб. убытков.
Рассматривавшие дело суды единодушно встали на сторону перевозчика. Решением Арбитражного суда Пермского края от 24 января 2011 года по делу А50-21608/2010, оставленным без изменения постановлением 17-го Арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2011 года и постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 августа 2011 года, «Юниксу» отказано в удовлетворении исковых требований. Суды, руководствуясь положениями статей 401 и 796 ГК РФ, пришли к выводу о том, что ответчик предпринял все меры для осуществления перевозки, а утрата груза является форс-мажором. Встречные исковые требования «Экс Карготранссервис» о взыскании долга за доставку груза в размере 64000 руб. и пени в сумме 1116 руб. были удовлетворены.
Однако судьи ВАС, куда обратился «Юникс», решив судиться до конца, с этим не согласились. Коллегия судей (Наталья Павлова, Ризвангуль Балахничева и Ольга Козлова) пришла к выводу, что при вынесении решения и постановлений судами не учтено, что законом устанавливается специальное (по сравнению с общими нормами гражданского законодательства об ответственности за нарушение обязательств) регулирование ответственности перевозчика – она презюмируется независимо от наличия или отсутствия его вины в нарушении исполнения обязательства. При этом единственным основанием для освобождения перевозчика от ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 796 ГК РФ за утрату груза являются «препятствия вне разумного контроля стороны». Возгорание же транспортного средства, возникшее при перевозке груза, не может относиться к обстоятельствам непреодолимой силы, является обычным риском предпринимательской деятельности, которые профессиональный перевозчик мог бы избежать, застраховав свою гражданско-правовую ответственность, сочли судьи.
«Настоящее дело может служить основой для формирования правовой позиции по нескольким вопросам, — говорила вчера судья-докладчик Наталья Павлова. — Оно иллюстрирует один из аспектов — наполнение основания освобождения перевозчика от ответственности, а также позволит сформировать подход к моделям отношений, где участвует профессиональный субъект, в данном случае перевозчик „Экс Карготранссервис“. Фактически она сошлась во мнении со старшим юристом адвокатского бюро „Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры“ Михаилом Самойловым, комментировавшим для „Право.Ru“ это дело. „Вывод о возможности страхования гражданско-правовой позиции перевозчика высказывался судебной практикой и ранее, однако если найдет свое отражение в постановлении Президиума ВАС РФ, то это будет способствовать правильному рассмотрению аналогичных дел, — сказал тогда Самойлов, — Также вывод может распространиться и на более широкий круг правоотношений, где допустимо профессиональное страхование гражданско-правовой ответственности“.
Представители сторон до таких обобщений не поднимались, строя свою аргументацию на деталях. Юрисконсульт Виталий Зиновьев, представлявший „Юникс“, посетовал что „суды почему-то согласились с доводами ответчика, который сообщил, что вина его отсутствует“. „Но чем ответчик обосновывает доводы? — задался он вопросом. — В материалах дела имеется лишь документ об отсутствии умысла — копия документа об отказе в возбуждения уголовного дела“. Кроме того, в его речи прозвучали и доводы, аналогичные тем, что в своем определении высказала тройка судей. „Возгорание автотранспорта относится к обычным рискам, — добавил Зиновьев. — Причина возгорания — лопнувшая покрышка, что не является обстоятельством непреодолимой силы“.
В свою очередь представитель «Экс Карготранссервис» Владимир Идригаев настаивал, что вины его организации в случившемся нет, а потому взыскивать с нее убытки несправедливо. «Перевозчик несет ответственность за несохранность груза, произошедшее по его вине. Лопнула шина, при этом резина и покрышка были надлежащего качества, о чем мы представили документы, и ее использование было возможно», — сказал он, а затем сослался на договор с экспедитором, положения которого, по его мнению, должны были осободить «Экс Карготранссервис» от выплат. «Стороны [в нем] предусмотрели, что и пожар может являться обстоятельством непреодолимой силы, в результате которого перевозчик может освобождаться от ответственности», — добавил Идригаев он в заключение.
Однако аргументы коллегии судей и его оппонента, видимо, оказались сильнее. После непродолжительного совещания Президиум ВАС постановил отменить судебные акты в части отказа во взыскании с «Экс Карготранссервис» 1,14 млн руб. убытков. В остальной части указанные судебные акты решено оставить без изменения.
Вся пресса за 22 марта 2012 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Выплаты, Страхование ответственности, Суды и расследования
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 апреля 2024 г.
|
|
Правда.ru, 28 апреля 2024 г.
Кое-кто из жителей Кургана не получит страховку после наводнения
|
|
Казинформ, Астана, 28 апреля 2024 г.
Реформы в ОСМС: чего ждать казахстанцам и повысится ли качество медуслуг
|
|
МК в Пензе, 28 апреля 2024 г.
Пензенцы узнали, в каких случаях страховка покрывает ущерб лобовому стеклу
|
|
Ставропольская правда, 28 апреля 2024 г.
Ставрополье стало лидером в стране по объёмам агрострахования за три года
|
27 апреля 2024 г.
|
|
МК в Донбассе, 27 апреля 2024 г.
Продажа полисов ОСАГО стартовала в ДНР
|
|
Секрет фирмы, 27 апреля 2024 г.
Ремонт за чужой счёт. Кто возместит ущерб, если машину побило градом или ударило деревом
|
|
Банки.ру, 27 апреля 2024 г.
Эксперты выяснили, от чего можно застраховать детей
|
|
cbr.ru, 27 апреля 2024 г.
Рассмотрение финансовых жалоб владимирцев станет оперативным
|
|
cbr.ru, 27 апреля 2024 г.
Решение Совета директоров Банка России о внесении изменений в решение Совета директоров Банка России о требованиях к деятельности страховых организаций и обществ взаимного страхования от 26 декабря 2023 года
|
|
cbr.ru, 27 апреля 2024 г.
Нормативное соотношение собственных средств (капитала) и принятых обязательств страховых организаций
|
|
Известия Мордовии, Саранск, 27 апреля 2024 г.
В Мордовии задержан руководитель саранского «СпецСервиса» Михаил Струенков
|
|
Экономика и жизнь, 27 апреля 2024 г.
Началась публичная проверка новых справочников
|
|
Autonews.ru, 27 апреля 2024 г.
Эксперты объяснили, почему снижается популярность европротокола при ДТП
|
|
РБК.Пермь, 27 апреля 2024 г.
Экс-глава «Адониса» Перхун назвал незаконными улики от главбуха Доминовой
|
|
CarsWeek, 27 апреля 2024 г.
Водители все чаще отказываются от оформления ДТП по европротоколу
|
|
Москва FM, 27 апреля 2024 г.
Популярность Европротокола среди автомобилистов снижается
|
|
BezFormata.Ru, 27 апреля 2024 г.
Виновник ДТП возместит расходы по страховой выплате
|
 Остальные материалы за 27 апреля 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|